Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Стартовал IV сезон Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»

Чемпионат сочинений — это альтернатива традиционным олимпиадам. На нем нет готовых тем: задания сформулированы в виде задач, которые нужно решить с помощью текста, написанного «своими словами». Как объясняет доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний и председатель экспертного жюри Михаил Павловец, чемпионат проверяет «не знания, а умение эти знания транслировать на самые разные аудитории, и даже самые отвлеченные из знаний — применять в повседневной жизни».

Принять участие в отборочном туре могут все желающие — для этого нужно пройти регистрацию на сайте до 25 октября, — но в финал смогут выйти только учащиеся 8–11-х классов.

Отборочный этап пройдет в формате онлайн-теста на функциональную грамотность и критическое мышление, на который отводится полтора часа. Предполагается, что в нем, как и в прошлые годы, примут участие десятки тысяч человек. Участникам могут предложить, к примеру, внимательно прочитать медиатекст и комментарии к нему, а затем выявить когнитивные искажения, недобросовестные аргументы, ответы не на поставленные вопросы и другие сбои.

Как рассказал Грамоте Михаил Павловец, он в середине 2010-х годов был участником рабочей группы при Министерстве образования и науки, которая обсуждала введение в школе итогового сочинения, и возражал против того, чтобы делать его сочинением по литературе, полагая, что у школьника должно быть право писать работу по тому предмету, который ему интересен. Эта позиция была отвергнута для школы, но трансформировалась в идею чемпионата сочинений.

У чемпионата было еще несколько родителей, продолжает Михаил Павловец: «Член той же рабочей группы, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко дал распоряжение Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ разработать концепцию сочинений по разным предметам. Лабораторией руководила и руководит Екатерина Асонова, которая также стала одним из ключевых участников этого начинания. Наконец, в рождении чемпионата сыграл важную роль руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, который поддержал нашу инициативу; Вышка возглавила ассоциацию вузов — соорганизаторов и партнеров чемпионата».

Победители и призеры чемпионата получают от трех до десяти дополнительных баллов при поступлении в вузы-партнеры (сейчас их около тридцати), их ждут подарки и другие поощрения. «Но для нас важнее, что при любом раскладе участники остаются с уникальным и надолго запоминающимся опытом научной коммуникации», — отмечает Михаил Павловец.

Специально к началу чемпионата на платформе VK Mini Apps вышло мини-приложение «Те(к)ст», подготовленное Лабораторией развития интеллектуальных состязаний. Оно поможет определить уровень читательской грамотности и доступно всем желающим. За успешное прохождение теста участники получат баллы в проекте «Другое Дело», которые можно обменять, к примеру, на  участие в образовательных программах или прохождение стажировок.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

70% россиян считают русский язык самым важным школьным предметом

Об этом говорят результаты опроса, проведенного сервисами «Работа.ру» и «Деловая среда»

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ